Yoga-Drums - Самодельный барабанный модуль

             Назад - Двухканальная версия сэмплера                Далее - Изготовление рамы самодельной ударной установки


                                                                
Усовершенствование жёстких пэдов
           
           Пока шла разработка новой 6-канальной прошивки, я изготавливал недостающие барабанные пэды. Настало время поговорить о недостатках конструкции жёсткого пэда.
            Прежде всего, это очень сильно выраженный "центральный эффект", то есть при ударе чётко в центр пэда мы получаем отличный сигнал, и в принципе, вполне рабочую динамику. Но стоит сместиться от центра в сторону на 2-3 см, как уровень сигнала резко падает, причём настолько резко, что играть становится просто невозможно. Мне было крайне сложно играть на этом пэде двумя руками, приходилось очень стараться, чтобы удары левой и правой рук не то чтобы были одинаковыми по громкости, а чтобы звук ударов вообще был, а не проглатывался. Понятно, почему так происходило: датчик был приклеен по центру ударной мембраны, и максимально хорошо чувствовал удар "прямо в себя". Кроме того, края мембраны были жёстко прикручены к корпусу пэда, что тоже способствовало ослаблению сигнала при удалении места удара от центра.
            Сначала я думал избавиться от такого негативного эффекта программным путём. В пробной версии прошивки сэмплера была заложена линейная зависимость громкости синтезируемого звука от уровня сигнала с пэда. Но если изменить крутизну передаточной характеристики (по сути параметр "Curve" электронных ударок), так чтобы слабый сигнал звучал громче, а сильный тише, то вполне можно более-менее выровнять звучание пэда, при этом уменьшение громкости сигнала при удалении от центра будет выражено слабее.
            Во многих электронных ударных установках можно выбрать несколько вариантов передаточной характеристики Curve, например Linear, Exp, Log, Spline, Loud, чтобы адаптировать модуль к применяемым пэдам/триггерам.
            В простых электронных ударках часто искуственно (программно) уменьшают динамический диапазон, по сути, используют характеристику Curve типа Loud. Это при том, что конструктивно их пэды, скорее всего, выполнены даже лучше моего, и имеют более линейную характеристику. Но в итоге разница меж самым тихим и самым громким звуком становится меньше. Чувствительность пэдов программно загрубляется, и лупить по пэдам такой установки приходится неестественно сильно.

            Поэтому я решил, что программно проблему не решить, нужно переделывать сам пэд и его датчик. В окончательной версии синтезатора передаточная характеристика планируется настраиваемой, кроме стандартных предустановок (Linear, Exp, Log, Spline, Loud) планируется возможность индивидуальной калибровки пэдов. Это на самом деле нужно, чтобы выжать максимум динамического диапазона из любого пэда. Но пока что будем работать в линейном, самом естественном режиме.

           Чтобы улучшить линейность пэда (от центра к краю), я хотел было применить для съёма сигнала не один, а несколько пьезоэлементов. Подглядел я это дело у фирмы  IronVdrums (https://vk.com/market-47710925), выпускающей мастеровые пэды электронных барабанов и датчики к ним (на фото датчик "тринити").
www.DYoga.ru
            Также я отказался от жёсткого крепления краев мембраны к корпусу пэда, а сделал крепление плавающим, "мягким", в буквальном смысле слова. Теперь смещение места удара от центра пэда больше не вызывало дикого ослабления уровня сигнала, а соответственно, и понижения громкости удара, пэд звучал теперь вполне естественно. Ослабление при удалении от центра, конечно, присутствует, но оно не заставляет ловить миллиметры, как было с первым пэдом. Теперь можно было спокойно играть на самодельном пэде двумя руками, и негативных эмоций при этом не возникало.
            Для малого барабана, конечно, стоило бы использовать сетчатый пэд, но для томов, по мне, вполне пригодны и жёсткие пэды с конусными датчиками. Чуть позже я переделал на конусный датчик и самый первый жёсткий пэд, так что у меня теперь был полный набор из 5 пэдов, чтобы испытывать сэмплер сразу с 5 каналами звука.

            Отмечу, что отрицательный момент применения конусных датчиков - резкое снижение уровня сигнала, по сравнению с приклеенным на мембрану пьезоэлементом. Но так как схемой обработки сигналов с пэдов рулил я сам, адаптировать чувствительность синтезатора к пэдам труда не составило.
            Кроме того, новые пэды оказались более чувствительными к вибрациям, передаваемым на корпус по раме с соседних пэдов, так как датчик расположен на нижней стороне корпуса. Но тут два пути: во-первых, не крепить пэд за центр корпуса, а во-вторых, использовать виброизоляцию пэда от рамы. Ну и, в качестве окончательной настройки, установить оптимальные пороги чувствительности пэдов (Threshold).

            Чтобы сделать пэды менее шумными, я вместо резины (которой всё равно не хватило бы) приклеил на внешнюю поверхность ударных мембран 10-миллиметровый изотон, купленный в автомагазине. Его я уже применял много лет назад в своём первом тренировочном пэде, наклеив на сосновый брусок. Этот материал используется для шумоизоляции автомобилей, отскок от него не слишком натуральный, сам по себе он какой-то вязкий, так что полноценный жужжащие дроби на нём, скорее всего, не получатся. Зато ударную мембрану изотон демпфирует просто отлично, никаких левых колебаний и никаких искажений сигнала с датчика пэда не возникает. Внутрь пэдов я тоже наклеивал обрезки изотона, чтобы уменьшить внутренний объём, и дополнительно зашумить нижнюю стенку пэда.
            Изотон не слишком прочный, удары палочкой оставляют на нём отметины, причём особенно сильно его повреждают удары, нанесённые неправильно (не под тем углом, удары вскользь, вдавливающие удары). Скорее всего, долго это покрытие не прослужит, но его удобно заменять, оно самоклеющееся. Когда изведу весь купленный лист изотона, буду думать о каком-нибудь другом, более износостойком покрытии пэдов, возможно, силиконовом.

           Вот фото, где два новых пэда подключены к синтезатору, который пока ещё может воспроизводить только два звука. Но и это был уже прогресс.
            Новые жёсткие пэды, на мой взгляд, получились неплохими. Сигнал, снимаемый с их датчиков, очень удобен для обработки, "мусора" в нём нет. Кроме того, подобные пэды не давали дребезга ни в каких условиях, и лазить в настройки анализа сигнала пэдов мне даже не пришлось. Ну и смещение места удара от центра вызывало вполне логичное понижение громкости.


          Назад - Двухканальная версия сэмплера                Далее - Изготовление рамы самодельной ударной установки
            Я не сомневаюсь, что тройка конусных датчиков даст положительный эффект при использовании сетчатого пэда. Но стоит ли пытаться ставить три, или даже 4 пьезодатчика на мембрану жёсткого пэда (3 треугольником и один по центру)? В конце концов я решил, что так делать не стоит. Мягкие конусные датчики линейны, и очевидно, что сигналы с трёх датчиков будут нормально смешиваться.
           А что же будет с тремя пьезодатчиками, приклеенными на мембрану жёсткого пэда? Да, при попадании в центр любого из трёх (или даже 4-х) датчиков будет получен отличный сигнал. Но не получу ли я заметный провал уровня сигнала при попадании в промежуток меж датчиками? Судя по тому, насколько резко падает сигнал при удалении от пьезодатчика в центре пэда, так и будет, три датчика приведут к появлению целой комбинации провалов уровня сигнала в зависимости от места удара. Нужно ли это? Можно было бы, конечно, не соединять эти датчики напрямую, а попытаться смешать сигналы с них в определённых пропорциях, но стоило ли проводить такие опыты? Думаю, что нет.

            Ссетчатый пэд с одним единственным конусным датчиком показывал отличные результаты, на нём игралось вполне комфортно. Конечно, и у него сигнал ослабевал по мере удаления от центра, но это выглядело вполне естественно, даже напоминало поведение настоящего барабана (если не брать в расчёт однообразный звук).
            Но я не планировал делать ещё несколько самодельных сетчатых пэдов. Как тренировочные они, конечно же, годились. Но для того, чтобы идти с ними "в люди" - конечно же нет. В случае удачного завершения проекта барабанного модуля я планировал приобрести готовые пэды, например, от фирмы IronVdrums, или пэды от промышленных электронных ударных установок. Всё-таки для концертной деятельности очень важен внешний вид. Это кстати, одна из причин, почему я не хочу отказываться от живых тарелок.

           Поэтому я по-быстрому напилил ещё заготовок для самодельных пэдов, аналогичных самому моему первому жёсткому пэду, собрал корпуса пэдов, вырезал из подходящего пластика мембраны. Но датчики применил совершенно другие. Я не стал клеить пьезоэлементы в центр ударной мембраны. Вместо этого изготовил несколько небольших, высотой всего около 15 мм, конусных датчиков на основе 35-миллиметровых пьезоэлементов, как раз приехавших из Китая. Их я приклеивал в центре корпуса, так чтобы поролоновый конус упирался в ударную мембрану с небольшим натягом.
E-mail:  DYoga@Yandex.ru
Сайт Дмитрия Егошкина
Гостевая книга
Главная страница YogaBum Yoga-Drums - открытая версия Yoga-Drums - коммерческая версия Видеосъёмка